МАОУ Гимназия №69 г.Липецка

"Сохраняя традиции - идем в будущее!"

Главная

Сведения об образовательной организации

Обучение

Воспитание

Родителям и ученикам

Службы

Контактная информация

Муниципальное автономное учреждение гимназия №69 имени С. Есенина г.Липецка
Адрес гимназии: 398036, г. Липецк, бул. Есенина, д. 7а
Телефон: (4742) 41-78-26; факс: (4742) 40-22-46
Электронная почта: sc69lip@schools48.ru
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Решаем вместе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №69 имени С. Есенина г. Липецка

398036, г. Липецк, бульвар Есенина, 7а.

телефон 41-78-26, факс 40-22-46, электронная почта  sc69lip@schools48.ru

Цель инновационной деятельности: формирование социально активной личности школьника и максимально полное её раскрытие через развитие модели наставничества «ученик-ученик».

Задачи:

  1. Обеспечить подготовку учащихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности.
  2. Способствовать раскрытию и развитию личностного, творческого, интеллектуального потенциала учащихся через внедрение наставнических практик.
  3. Создать условия для формирования социально активной личности школьника.


Пресс-релиз

5 апреля 2023 года в гимназии № 69 имени С.Есенина города Липецка в рамках реализации региональной инновационной площадки состоялся практико-ориентированный семинар «Формирование социально активной личности школьника через развитие наставничества». В семинаре приняли участие более 40 представителей образовательных организаций школ Липецкой области.

В рамках мероприятия был представлен опыт учителей и классных руководителей гимназии по развитию волонтерского движения и музейной педагогики, проведены мастер-классы в этнографическом музее и добровольческом отряде «Вектор».

Участники семинара отметили важность формирования социально активной личности школьника и максимально полное её раскрытие через развитие модели наставничества «ученик-ученик», которая позволяет обеспечить подготовку учащихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности, способствует раскрытию и развитию личностного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся через внедрение наставнических практик.




МАОУ гимназией №69 г. Липецка накоплен опыт системной работы по обеспечению условий становления социально активной личности, в том числе через реализацию модели наставничества.

Взаимодействие, организованное по модели «ученик-ученик», - перспективная форма наставничества, так как школьники свободно общаются со сверстниками, привыкают к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным), самовыражаются через совместную творческую или интеллектуальную деятельность, учатся взаимодействовать в коллективе.

На схеме «Модель формирования социально активной личности учащегося через наставничество» (схема 1.) обозначены детские общественные объединения гимназии, которые обеспечивают реализацию взаимодействия «ученик-ученик».  В центре схемы представлена личность ребенка со сформированными базовыми национальными ценностями, социализированная и адаптированная к условиям жизни.  В каждом общественном объединении есть ученики-наставники и наставляемые. Так, в рамках деятельности гимназического клуба «Что? Где? Когда?» тренируются учащиеся разных возрастов, старшие выступают наставниками для младших, организуется взаимодействие внутри отдельной команды по парам. На игру приглашаются школьники, которые нуждаются в наставничестве, в итоге формируется наставническая пара.

Кроме того, учащиеся из каждого общественного объединения (члены Школы «Лидер», участники редакции школьного СМИ, волонтерского движения и др.) могут выступать в роли «наставника» для других учеников гимназии, не входящих в данные сообщества.               

Подходы к организации наставничества носят различный характер, но наиболее эффективный:

  • деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательных отношений;
  • личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Кроме того, ведущими технологиями являются интерактивные, тренинговые, информационные, проектные, кейс-технологии.

Принципы взаимодействия основаны на:

  • добровольности;
  • сотрудничестве;
  • уважении интересов друг друга.

Организация такого взаимодействия - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния учащихся друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Наставничество по модели «ученик-ученик»:

  • это эффективный способ решать сложные проблемы отдельных категорий школьников;
  • это добровольный вид деятельности социально активных детей (добровольцев, волонтеров, членов парламента гимназии и других общественных объединений);
  • это движение с целью добиться большего в собственной жизни и будущей профессии (помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях).

Если говорить об учащихся-наставниках, то следует отметить требования, которые важны для «компетентностых лидеров».  На схеме 2 условно представлен портрет наставника. Перечисленные качества не являются определяющими, важно найти точки соприкосновения интересов, потребностей, иных общностей между наставником и наставляемым.

Главные принципы учащегося-наставника – формировать ценности доброты и милосердия, толерантности и уважения интересов другого человека, способность к саморазвитию и личностному самоопределению и др.

Значимость наставничества заключается:

  • в создании творческой атмосферы между участниками образовательной деятельности, вовлечении всех в непрерывный процесс саморазвития;
  • в сотрудничестве между учащимися, помогающем развить коммуникативные навыки, сформировать навыки контроля общения, позитивно повлиять на развитие;
  • обеспечении осознания учащимися важности знаний, творчества, необходимости социальной активности.

Для учащегося-наставника также создаются определенные условия психолого-педагогической поддержки со стороны педагогов-психологов, социального педагога, педагога-организатора, куратора параллели, учителей-предметников, классных руководителей, руководителей детских общественных объединений, администрации учреждения.

Практическая реализация наставничества обеспечивается через следующие кейсы: творческое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, профориентационное сопровождение.

Творческое наставничество - это:

  • организация творческих событий – фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов (ученики-наставники выступают генераторами идей, тренерами команд или отдельных представителей);
  • функционирование студий художественно-эстетического цикла;
  • поддержка детских творческих проектов, продвижение детских коллективов и учащихся;
  • участие в проектах различных уровней («Дополнительное образование: доступное, привлекательное, эффективное»; «Воспитание человека: ценности, актуальные практики, пространство взаимодействия»);
  • реализация культурно-образовательных событий, игр и программ через привлечение наставниками наставляемых учащихся в данные мероприятия;
  • проведение культурно-досуговых мероприятий и др.

Популяризация здорового образа жизни среди школьников:

  • организация профильных событий – фестивалей, конкурсов, соревнований, акций, дней спорта;
  • организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
  • деятельность школьного СМИ «Планета 69»;
  • участие в работе гимназических спортивных секций;
  • реализация образовательных программ («Родник здоровья», «Правила безопасного поведения на лицах и дорогах», «Разговор о правильном питании»).

Профориентационное наставничество:

  • взаимодействие со старшеклассниками, выпускниками гимназии, родителями, иными профессиональными сообществами;
  • участие в проектах различных уровней («Проектория», «Профориентация школьников: увлечение – профессия-успех» и другие);
  • поддержка и развитие детских проектов.

Наставничество в области интеллектуальной деятельности:

  • сопровождение в образовательной деятельности в рамках учебных занятий, организация взаимодействия на уроках;
  • реализация программ внеурочной и внеучебной деятельности;
  • участие в проектах («Одаренные дети: поиск, поддержка, сопровождение», «Государственная итоговая аттестация: Знаю! Умею! Действую!», «Качество образования: оценка, анализ, пути роста»);
  • функционирование научного общества учащихся, клуба «Что? Где? Когда?», школьного СМИ и др.

Социализация школьников:

  • работа школьной службы примирения «Согласие», где проблемные ситуации разрешают дети;
  • деятельность учащихся в рамках Российского движения школьников (РДШ);
  • организация взаимодействия учащихся через деятельность Парламента гимназии;
  • реализация проектов и акций волонтерского движения.

Духовно-нравственное воспитание учащихся:

  • подготовка и проведение массовых традиционных мероприятий и акций (День рождения С.Есенина, День матери, День пожилого человека, «Ветеран живет рядом», «Чужих детей не бывает»);
  • музейная педагогика (деятельность музеев гимназии: музей Крестьянского быта Липецкого края, музей Боевой Славы, музей С.Есенина, Этнографический музей);
  • реализация программ урочной и внеурочной деятельности;
  • участие в ежегодных городских воспитательных акциях.

Готовый инновационный продукт, предлагаемый к распространению, - модель социально активной личности учащегося через развитие наставничества «ученик-ученик». Педагогическому сообществу региона будет представлен опыт работы гимназии в рамках заявленного проекта, даны методические рекомендации, разработки мероприятий, семинаров, видеоматериалы акций, коллективных творческих дел.

Реализация программы инновационной деятельности соответствует основным задачам развития общего образования на современном этапе, стратегии государственной политики в сфере образования, отраженным в нормативных законодательных документах федерального значения: ФЗ No273 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.  Запуск программ наставничества обоснован реализацией национального проекта «Образование», в рамках которого к 2024 году не менее 70% школьников и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

Результаты проекта могут быть внедрены в практику других образовательных учреждений через участие педагогов в вебинарах, семинарах и открытых мероприятиях, проводимых как на базе МАОУ гимназии №69 г.Липецка, так и в режиме онлайн-конференций, а также через опубликованные материалы на сайте образовательной организации. Привлечение родительской общественности, выпускников к проекту также будет способствовать распространению модели наставничества «ученик-ученик», «студент-ученик», «работодатель-ученик».

Распространение результатов в ходе и по окончании проекта осуществляется в форме презентаций, трансляций социальных практик, публикаций, разработок методических рекомендаций, отчетов, статей, баз данных нормативных материалов и иной литературы.

 Создание и внедрение в систему образования региона эффективной модели формирования социально активной личности учащихся через организацию работы наставничества будет, безусловно, способствовать овладению школьниками умению учиться, способности к саморазвитию и духовно-нравственному совершенствованию.   

Полученный в результате инновационной деятельности опыт может быть полезен учебным учреждениям различного типа.

Исходные теоретические положения (актуальность, значимость)

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.

В национальном проекте «Образование» одной из главных целей является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки быстрее, чем традиционные способы. Наставник не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Внедрение в педагогическую практику «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» актуализирует задачу:

  • объединения усилий в реализации единой государственной политики в области воспитания;
  • обмена инновационным опытом, в том числе посредством привлечения наставников.

Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции учащихся и их стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности. 

В современном обществе это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает подросткам реализовать свои возможности.

Наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности, представляет перспективную потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций учащегося.

Технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных в национальном проекте «Образование».

Реализация программы позволит максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого, необходимый для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех учащихся. Внедряя модель наставничества «ученик-ученик», образовательная организация решает следующие проблемы учащихся:

  • низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная или слабая успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции;
  • отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
  • отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
  • низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
  • кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
  • конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
  • отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций.

Необходимые условия реализации работы

Наличие оборудования и иных технических средств у партнеров гимназии для проведения веб-конференций, вебинаров.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  1. Ежегодное предоставление отчета о реализации проекта.
  2. Размещение информации о ходе реализации проекта на сайте образовательного учреждения.

Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта

Проект разработан с учетом нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Постановление Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-Р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

 

Решение органа самоуправления организации об участии в реализации проекта

  1. Решение педагогического совета от 28.08.2020 №1.
  2. Протокол заседания совета учащихся от 27.08.2020 №1.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Размещение информации в сети Интернет, СМИ, выпуск печатной продукции, публикация сборника по теме проекта.

Разработки мастер-классов, уроков, внеурочных мероприятий

Издание сборника методических материалов по теме проекта.

Для реализации проекта внесение изменений в законодательные акты не требуется.

Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.


В настоящее время образовательное учреждение не имеет заключенных и планируемых к заключению договоров с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки.